В Татарстане в итоговом сочинении 7 декабря участвуют 15100 выпускников текущего года из 960 школ, в том числе 161 выпускник с ограниченными возможностями здоровья.
Кто должен написать итоговое сочинение
Выпускники 11-х классов школ, в этом году Татарстане в итоговом сочинении участвуют 15100 ребят, в том числе 161 выпускник с ограниченными возможностями здоровья. Ребята с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать вместо сочинения изложение. Такое же право есть у обучающихся на дому, в лечебных и спецучреждениях, у отбывающих наказание.
Кроме того, сесть за парты имеют право выпускники прошлых лет, уже имеющие школьный аттестат. На гуманитарных направлениях в вузах итоговые сочинения могут принимать в качестве индивидуальных достижений и добавлять баллы абитуриентам.
Итоговое сочинение в 2022 году: график и время
Ребята будут сдавать работы в своих образовательных организациях или местах, назначенных профильными департаментами.
Для учеников, которые по уважительным причинам не присутствовали на данной процедуре (из-за болезни или по семейным обстоятельствам), либо получили «незачет», предусмотрено два дополнительных периода — 1 февраля и 3 мая 2023 года. Начало в 10 часов.
Продолжительность выполнения итогового сочинения или изложения составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Сюда не включается время для подготовительных мероприятий: инструктаж, заполнение регистрационных полей и др.
Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность увеличивается на 1,5 часа.
Как оценивается итоговое сочинение в 11 классах
Итоговые сочинения и изложения оцениваются по системе «зачет» или «незачет». Кроме того, успешные работы могут быть засчитаны как индивидуальные достижения при поступлении в вузы. А «незачеты» стать причиной недопуска к ЕГЭ.
Есть два основных требования, при несоблюдении одного из них ученик автоматически получит «незачет».
Первый основной критерий — это объем. Рекомендуемое количество слов — от 350. В подсчет включаются все слова, в том числе и служебные. Максимум не ограничен. При объеме менее 250 слов работу даже не будут проверять.
Второй основной критерий — самостоятельность работы. Не допускается списывание из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник в свободной форме. Важно, что объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Для итогового сочинения можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
На оценку также повлияют следующие критерии: соответствие теме, аргументация, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.
У итогового изложения также в критериях самостоятельность и объем, который должен быть не меньше 200 слов. Оценивается содержание, логичность, использование элементов стиля исходного текста, качество письменной речи, грамотность.
Оценивать работы будет специальная комиссия на уровне образовательных организаций и (или) на уровне органов исполнительной власти, а не на федеральном уровне, как на ЕГЭ.
Темы итогового сочинения в 2022 году
Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплекта тем итогового сочинения. Формируется закрытый банк этих тем на основе тех, которые использовались в прошлые годы.
Предусмотрено три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; «Природа и культура в жизни человека». Каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем — по две из раздела.
Вот пример списка тем, который может получить выпускник: «Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?»; «Что вы вкладываете в понятие „счастье“?»; «Семейные ценности и их место в жизни человека»; «В чѐм может проявляться любовь к Отечеству?»; «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?»; «Чему человек может научиться у природы?».
Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
Что может находиться на парте во время итогового сочинения
С собой нужно взять паспорт и черную гелиевую ручку. На месте выдадут бланки и бумагу для черновиков, инструктаж.
На рабочем столе также допускаются:
орфографический словарь для участников итогового сочинения; орфографический и толковый словари для участников итогового изложения. Их могут выдать на местах;
лекарства и питание (при необходимости);
специальные технические средства для участников с особенностями здоровья и инвалидов.
Запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, шпаргалки, собственные справочники и т. д.
Что сделать накануне итогового сочинения
Вернитесь к произведениям, к которым планируете обращаться. Вспомните фактологию: линии сюжета, имена героев, характеры, аргументацию.
Постарайтесь накануне отдохнуть, хорошо выспаться и спокойно, без паники, приступить к работе.
О главных ошибках при сдаче экзамена — старший разработчик образовательных программ по русскому языку компании MAXIMUM Education Ксения Безрукова.
«Одна из самых распространенных ошибок при написании сочинения — несоответствие темы и аргументов. Это главные «грабли» для учеников, которые хотят использовать универсальный банк аргументов на все случаи жизни. Такие списки есть в интернете, и именно из-за этого возникает эта ошибка. Недостаточно просто знать сюжет какого-то произведения и приводить общие доводы. Важно показать соответствие произведения выбранной теме, ответив на простой вопрос: «Как помогает раскрыть тему эта книга?» — пояснила специалист.
Еще одна частая ошибка, из-за которой можно получить «незачет», — подмена анализа пересказом. Школьникам стоит помнить, что пересказ — это последовательность событий (кто где родился, женился), а анализ — поиск причинно-следственных связей и выявление мотивов в произведении (Почему важно, что он там родился? Почему он женился именно на ней?).
К обязательным условиям для сдачи экзамена также относится логичное и последовательное изложение, подчеркнула Безрукова.
«Тезисы, которые ученик приводит в сочинении, должны соответствовать аргументам и выводам. Очень важно следить за ходом мысли, читать свое сочинение не только от первого до последнего предложения, но и видеть логические связи. Если автор сочинения задает в тексте вопрос, он должен дать на него ответ. Также не стоит в заключение вводить новую мысль, о которой прежде не говорилось, — это может трактоваться как логическое нарушение», — предупредила эксперт.