Республиканский Центр Мониторинга Качества Образования
Версия для слабовидящих

Диагностическое тестирование по функциональной грамотности обучающихся 6, 8 классов

Приказ о проведении диагностических тестирований в рамках республиканской системы оценки качества образования на 2020 год

Инструкция для обучающихся

6 класс Результаты

8 класс Результаты

Общие выводы и рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы


Общие выводы и рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы
(по результатам тестирования 2020 года)

Общие выводы
В ходе анализа результатов тестирования по формированию функциональной грамотности обучающихся 6, 8 классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан были сделаны предварительные выводы о состоянии сформированности функциональной грамотности обучающихся и сформулированы рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы.
В целом результаты обучающихся, полученные в ходе тестирования по формированию функциональной грамотности обучающихся 6, 8 классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан соответствуют результатам, полученным обучающимися республики в исследовании PISA-2018.
Уровень освоения основных компетенций, определяющих сформированность функциональной грамотности во многих районах, ниже 45%.

85 % обучающихся продемонстрировали пороговый уровень функциональной грамотности или превысили его по отдельным направлениям функциональной грамотности.
Из проходивших тестирование 1% продемонстрировали самые высокие уровни (повышенный и высокий уровни) функциональной грамотности.
Положительным моментом, выявленным в ходе мониторинга, является готовность учащихся браться за решение предложенных им задач, даже самых сложных и непривычных, что свидетельствует о потенциале повышения их функциональной грамотности.
При этом значительная часть учащихся на фоне интереса к описанной ситуации демонстрирует неумение прочитать предложенный текст, выбрать информацию, применить предложенные в качестве дополнительных сведений факты или формулы, вычленить из реальной ситуации предметные аспекты. Многие учащиеся испытывают серьезные затруднения при вычленении необходимой информации из текста, таблиц, диаграмм и схем.
Ответы учащихся демонстрируют неумение переводить информацию из одного формата в другой.
Большинство учащиеся испытывают затруднения с переносом даже элементарных знаний в новые ситуации.

Рекомендации
1. Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно активнее использовать в образовательном процессе контекстные задачи, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.
2. В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность учащихся, мотивирующие их на эту деятельность и проясняющие смыслы этой деятельности.
Необходимо наряду с тренировочными учебными заданиями, строящимися по принципу «от способа к задаче» предлагать учебные задания и иного типа («от задачи к выбору способа»), а также иные учебные задания, в которых
-проблема ставится ВНЕ предметной области, но решается с привлечением предметных и метапредметных знаний, умений и навыков, при этом требуется «перевод» с обыденного языка на язык предмета;
— ситуация требует осознанного принятия решения: выбора способа действий, модели поведения и т.п.;
— не содержится явного или неявного указания на способ действий;
— не только допустима, но и необходима возможность использования альтернативных подходов и решений.
«Хорошими» заданиями с точки зрения «пошагового» формирования всех составляющих функциональной грамотности являются:
— учебные исследования, проекты и задания проектного типа,
— кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий,
— задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.),
— задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик.
3. Для формирования функциональной грамотности большое значение имеют метапредметные умения и навыки, в частности, смысловое чтение, умение контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности, критическое, аналитическое и креативное мышление. Объединение усилий преподавателей образовательной организации в рамках общей программы достижения метапредметных результатов образовательного процесса может внести вклад в эффективность их формирования.
4. Необходимо обратить внимание на совершенствование методик преподавания отдельных предметов, направленное на решение задач формирования функциональной грамотности. Например, в области формирования естественнонаучной грамотности необходимо усиление экспериментальной составляющей в изучении естественнонаучных предметов с приданием лабораторным работам исследовательского характера.
5. Для организации работ, обобщения и распространения опыта и эффективных практик целесообразно использовать ресурсы различных объединений учителей: методических объединений всех уровней, ассоциаций, сетевых сообществ.
6. В области повышения квалификации учителей надо сделать акценты на
— различение оценки и формирования функциональной грамотности обучающихся,
— предусмотреть обучение групп/команд учителей разных предметов, работающих в одной школе, современным подходам к формированию функциональной грамотности обучающихся на основе разработанных и опубликованных учебных и диагностических материалов.
7. Для выявления динамики формирования функциональной грамотности целесообразно регулярно проводить мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся.